Сайгон

restaurant Secret GardenНаконец-то переезды с места на место на время закончились, чемоданы временно разобраны, вещи развешаны и уложены по полкам и даже облюбованы места, где можно поесть и выпить коктейль на закате. А также обнаружено место, где выпекают приличные французкие багеты.

Теперь можно наконец-то сесть и попытаться сложить все записи и поделиться первыми впечатлениями от Сайгона. Ну, начнём.

В Сайгоне соседствуют совершенно противоположные вещи: дорогие рестораны и уличные торговцы всякими дешёвыми вкусностями, сидящие на корточках у своих лотков, коммунистические плакаты и буддистские храмы, ухоженные парки и узкие грязные проулки, старое и новое, традиционное и современное, Восток и Запад. Элегантная молодёжь в офисной одежде и высушенные солнцем пожилые вьетнамцы в конических традиционных шляпах, катящие вдоль улицы тележки со скарбом. На одном берегу извивающейся через весь город реки Сайгон строятся супер люксовые квартирные комплексы, на другой сторонe — полузаросшие, полуразвалившиеся постройки с ржавыми крышами из гофрированного железа. Река Сайгон, широкая, мутная, цвета жёлтой охры, с низкими берегами, судоходная артерия, с ответвляющимися каналами и протоками, местами узкими и сонными, как дачная речка. По реке целый день медленно плывут баржи из Меконга и островки водяных растений.

На улицах — густой поток мопедов и мотоциклов вперемежку с такси, велосипедами, пыльными автобусами и машинами с тонированными стеклами. Всё движется и гудит в клаксоны, но как-то аккуратно, без ненависти. Всё это похоже на какой-то сумасшедший танец, у которого свои неписаные правила. Moпеды подъезжают к машинам так близко, что сидя внутри салона, я вижу все изъяны на лицах мотоциклистов и чуть ли не своё отражение в их зрачках.

Вьетнамцы — народ изобретательный. Чего только не увидишь на задах велосипедов и, особенно, мотороллеров. Тут и сложенные стопкой живые свиньи, и клетки с птицами, и коробки, и балки, привязанные и придерживаемые руками, и пассажиры, обнимающие двухметровые зеркала и складные лестницы, и корзины с цветами, и горшки с целыми деревьями. Из последних наблюдений: 1) Семья — отец, мать, кормящая грудью, по ребёнку спереди и сзади, и ещё один, самый маленький, болтается в ведре. 2) Mотоциклист с холодильником налегающим на него сзади, обтянутым ремнями, обхватывающими его лоб. 3) Одностворчатая дверь стоймя, придерживаемая только руками пассажира. 4) Несколько баллонов с газом, привязанных к сиденью и курящий водитель.

Стоит жара, но жизнь бурлит. Правда она слегка замедляется после ланча. Сиеста. У вьетнамцев какая-то врожденная способность упасть там, где стоял и заснуть, растянувшись иногда прямо на асфальте или голом полу. Полная релаксация. Повсюду, где есть две вертикальных поверхности за которые можно зацепитъся, натянуты гамаки, в которых отдыхают местные жители, выставив загорелые ступни.

Вьетнамцы народ дружелюбный и в то же время серьезный. Они рассматривают вас с большим вниманием и когда вы им улыбаетесь, они улыбаются в ответ (ну, почти всегда) и от этого их лица преображаются невероятным образом. Огромный недостаток здесь — то, что я не говорю по-вьетнамски. Я чувствую себя беспомощной, не могу объясниться с местным жителями или задать простейший вопрос. Не говоря о том, что все цены на базарах на фрукты и овощи удваиваются для нас, неговорящих. Я не могу прочитать вывески и названия улиц. Вроде и буквы все знакомые, а понять ничего невозможно. К тому же все слова выглядят одинаково, а звучат по-разному. Я стараюсь их запомнить, но они почему-то не задерживаются у меня в голове, а если и задерживаются, то когда я их выдаю вьетнамцам, те только застенчиво хихикают. Тональные отличия настолько тонкие, что моё ухо напрочь их отказывается воспринимать и запоминать.

Несмотря на то, что нам по душе вся эта жизнь большого тропического города, мы пока осторожненько поселились во 2-ом округе, в Thảo Điền. Здесь немного поспокойнее, эдакий милый пригород, рай для экспатриантов. Здесь есть всё то, что может понадобиться западному человеку в повседневной жизни: рестораны с западной кухней и кухней фьюжн, спа, хорошие, но дорогие магазины с европейскими продуктами, кафе и бары на открытом воздухе с журчащими фонтанчиками, буддами, удобными креслами и диванами с большими мягкими подушками. Улицы здесь уже, воздух чище, а цены выше.

Но нам уже ясно, где происходит всё самое интересное — в 1-ом и 3-ем, и пролегающим к ним округах; в самом сердце Сайгона, шумном, многолюдном, полном замечательных местечек со вкусной и недорогой едой. Это там Оперный театр и Консерватория, бары на крышах, откуда наблюдаются впечатляющие закаты, и сотни, если не тысячи кофеен.

Вьетнамцы обожают кофе. В любое время дня. Они его пьют черным, со сгущенным молоком, горячим, со льдом, с яичными желтками, с замороженным йогуртом, с кокосовым молоком… Даже из противного концентрата из бутылок, на которых ясно читается: «Не пригодно для употребления в пищу» (не рекомендуется).

Французская колонизация оставила позади себя красивую архитектуру, кофе, французские слова и некоторые продукты, такие как круассаны, карамельный пудинг и хлеб, который превратился в  знаменитый Bánh mì, тип французского багета, только немного мягче и чуть сладковатый на вкус.

Мне также встретились и русские детали — советские мотоциклы, старый русский учебник алгебры за 7-ой класс в одном из местных кафе, самовар — в другом, серпы и молоты на плакатах и праздничных украшениях города, и несколько раз — вьетнамцы средних лет, говорящие по-русски.

Сайгон аутентичный, интересный и энергичный город и пока есть только две вещи, которые мне здесь не нравятся: вкус «рыбной мяты», которая подаётся к некоторым блюдам и тот факт, что здесь слишком жарко, чтобы носить мои любимые шарфы.

Mарт. Листок из блокнота

В Париже, как и в любом большом городе, всегда полно интересных персонажей для восхищения (а иногда и осуждения). Смотреть на хорошо одетых, стильных людей — одно удовольствие. Вчера, например, по бульвару навстречу мне шёл высокий, красивый француз, элегантно одетый. На груди у него висел ребенок. Мужчина был слепым, или почти слепым, но шагал уверенно, расчерчивая из стороны в сторону тротуар своей палочкой с ярким шариком на конце. На нем, как и на его малыше, были стильные черные очки. Меня эта пара поразила настолько, что я почти остановилась, чтобы посмотреть им вслед. Я привыкла видеть слепых, по крайней мере в моём московском прошлом, неважно одетыми, неуверенно прощупывающими дорогу или опирающиеся на чью-то руку, что неудивительно в России — стране, не особо удобной для инвалидов. Эта же пара произвела на меня такое же впечатление, как и слепая, худенькая француженка, которую я встретила в одном из парижских Dépôt-Vente — комиссионном магазине, где продаются дизайнерские вещи. Она стояла рядом со мной около полки с туфлями и методично ощупывала каждую пару. Потом, выбрав одну, спросила продавщицу какого они цвета. После, она также перебирала одежду на вешалках, проводя тонкой изящной рукой по тканям, дотрагиваясь до пуговиц и застёжек. А почему я была удивлена? Потому, что до этого мне такое не встречалось ни разу. А почему бы слепому человеку не ходить за покупками и не выглядеть элегантно?

***

Метро. Вагон поезда 9-той линии. Входит один из многочисленных парижских музыкантов-попрошаек, которые обычно сыграют паршиво, нагло и особо не стараясь несколько пассажей, полных фальшивых нот, а потом с невозмутимой физиономией идут собирать деньги. При первых звуках скрипки, я приготовилась закатить глаза, однако музыкант — маленький человек с большим носом, заиграл чисто, вдохновенно, с эмоцией, пересыпая игру фразами: «Как ваш день, мадам? Месье, приятного аппетита!» Похоже он тут частo, и даже знает некоторых пассажиров в лицо. Я, сама от себя не ожидая, полезла в сумку за мелочью.

Закончив играть, он пошёл по вагону, болтая и шутя с пассажирами.

-Merci monsieur, vous êtes un grand patron, vous êtes très riche!

-Non! (Месье сильно покраснел).

-Mais dans la cœur monsieur, dans la cœur!

***

Сижу в кафе «Каннибал», попиваю розовое вино, жду друзей. В десятке метров от Каннибала — бар «Убийца». Интересная улица.

***

Одно из моих любимых мест для ланча в Париже — японский ресторан Хигума, где подают вкусный рамен.А любимая позиция — за барной стойкой; есть и наблюдать за четырьмя китайскими поварами на открытой кухне.
Движения у них быстрые, чëткие, розовыми от воды, распаренными пальцами хватают из пластиковых контейнеров нарезаннае овощи, креветки, нарубленную свинину и бросают все это в шипящее масло в воках. Трясут их, крутят, подбрасывают, на мгновения посылая к потолку языки пламени. Один заведует японскими пельменями, отсчитывает по семь штук за раз, быстрым и уверенным движением кладёт их в металическую пароварку, а затем жарит под прессом.
Ещё один повар — у громадной, в пол человеческого роста, кастрюли, раскладывает ингредиенты для рамена в глубокие тарелки и ловко разливает бульон, в четыре тарелки за раз, не проливая ни капли. Завораживающе!

***

Недавно я зашла в винтажный магазинчик — эдакую темную пещеру с сокровищами — на одной из узких улочек Saint-Germain-des-Pres. Внутри, в глубине, среди бархатных платьев, перчаток, шляп, боа и искусственных жемчугов, я не сразу заметила хозяйку, пожилую мадам с глубокими морщинами и ярко-красной помадой. Хриплым, прокуренным голосом она говорила по телефону, размахивая в воздухе зажжённой сигаретой, и всё это-в помещении! Очень стильная мадам. И похоже ей было всё равно, что подумают о ней окружающие. Когда я вырасту, я хочу быть на нее похожей:)

***

Спускаясь по одной из улиц, ведущей с Монмартра , мы услышали «O sole mio”, в исполнении оперного тенора, громко и ясно льющееся в вечернем воздухе. Поискав его источник, мы обнаружили его в прачечной самообслуживания. Мужчина заправил стиральную машину и самозабвенно пел, расхаживая среди вращающихся барабанов. Париж, я люблю тебя!

Новые зарисовки

Мои новые  зарисовки. Первые три: Montmartre (одна сделана на бумаге натурального цвета, что позволяет использовать белую тушь),  затем Place Vendôme, последняя — Chateau de Chenonceau.

Рапидограф, тушь и акварельные карандаши.

 

 

 

 

montmartre

montmartre

place vendôme

 

chateau chenonceau

Save

Save

Save

Save

Большие зарисовки в Маленьком Театре Счастья

Тихое позднее утро воскресенья. Я не спеша иду по пустынным улицам Монмартра на встречу с обнажённой женщиной. Другими словами, на мой первый в Париже сеанс рисования с профессиональной натурщицей. В моей сумке — планшет, большие листы бумаги и коробка с углём. Сегодня холодно и на улицах почти никого нет. Хотя в воскресение утром улицы всегда пустынны. Самое прекрасное время.

Гуляя по Парижу, я часто разрываюсь между желанием Читать далее

Китайский квартал Парижа

Я скучаю по Азии. Я там избаловалась. Я там привыкла к замечательной, разнообразной, настоящей азиатской еде. И теперь для меня назад дороги нет. Теперь я не соглашаюсь на компромиссы под названием Американо-Китайская и Британско-Китайская кухни. И поэтому мне совсем непонятно, почему я не отправилась на поиски настоящей азиатской еды раньше. Хотя очень даже понятно: Читать далее

Цветы замка Chenonceau

Замок ШенонсоНа прошлые выходные мы отправились в сторону Орлеана чтобы прокатиться на каноэ вниз по реке Луара, а также увидеть замок Chenonceau. И какой замок! Построенный через реку, словно плывущий по воде, с одной стороны окружённый красивым парком, а с другой — золотым осенним лесом. Внутри — обычные атрибуты королевских жилищ этой эпохи: старые гобелены, маленькие, почти детские Читать далее

Такие разные парижские двери

Я решила поместить сюда небольшую коллекцию парижских дверей. Они меня всегда притягивают, как магниты, по разным причинам. Некоторые своей красотой, некоторые массивностью, другие необычным цветом или замысловатыми дверными молотками. Мне особенно нравятся старые, тяжёлые, истёртые временем двери. И у меня всегда одно и тоже желание — открыть и посмотреть, что там таится за ними. Если повезёт и кто-то в этот момент откроет тяжёлый портал, можно мельком увидеть частный садик, вымощенный булыжником красивый двор или тёмную таинственную галерею.

Save

Saigon

restaurant Secret GardenFinally, for the time being, we stop moving from one place to another, our suitcases are temporarily undone, the clothes hang in the cupboard and folded on the shelves. We found first favorite places to eat and to have a sunset cocktail and the place which bakes good French baguettes.

Now I can sit down, collect my notes and try to describe my first impressions of Saigon. So, here I go.

In Saigon, the contrast is very present. You see opposite things everywhere. Expensive restaurants and street vendors, squatted next to their stalls, communist billboards and Buddhist temples, neat gardens and narrowest dirty alleys, old and new, traditional and modern, Еast and West. Elegant young people, dressed for business and seasoned elderly Vietnamese in traditional conical hats, pushing their carts along the streets. On one bank of the Saigon River meandering through the entire city – constructions of super luxe apartment blocks, on the opposite side – overgrown ramshackle huts with rusty corrugated iron roofs. The river – wide, muddy, ochre-colored, navigable, with watercourses and canals sometimes as narrow and sleepy as countryside creek. All day the river is busy with slowly moving Mekong barges and floating islands of water plants.

On the streets, there is a thick mass of motorbikes and scooters mixed with taxis, bicycles, dusty buses and cars with tinted windows. Everything moves and honks, but rather gentle, without the hatred. It’s a constant dance, a crazy one, but it looks like it follows its own unwritten rules. Motorbikes come so close to cars, that when I am inside of one, I can see imperfections on the riders’ faces and my reflection in riders’ pupils.

Vietnamese are very resourceful. They carry all sorts of things on the back of their bicycles and motorbikes: piled up live pigs, cages with birds, boxes, metal rails, attached or held by hands, passengers hugging mirrors and ladders, baskets with flowers and huge pots with entire trees. From last observations: 1) A family of four – the father is driving, the mother is breastfeeding, one child in front, one child behind, and the smallest baby is dangling in a bucket. 2) A full-size fridge on a passenger seat attached by stripes to the driver’s forehead. 3) A door kept upright only by hands of the passenger.

The daytime heat is strong, but life is bubbling. It only slows down after lunch for a Vietnamese siesta. Locals have this amazing quality to fall asleep almost exactly where they stand, often stretching out on the bare asphalt or bare floor. Full relaxation. Everywhere, where is possible to fasten them, – stretched hammocks bearing locals resting with their soles up in the air.

Vietnamese people are friendly and serious at the same time. They look at you intensely and when you smile at them and they smile back (most of the time), their faces lit up and change dramatically.

The inability to speak the language is the real handicap here. I feel helpless because I cannot explain myself or ask the simplest question. And I won’t even mention, how the prices of fruits and vegetables at the markets double for us, non-speakers. I cannot read signs and street names. All the letters are familiar, but it is not possible to understand anything. All words look alike but sound different. I am trying hard to remember them, but they just don’t stick. And even when they do stick and I produce them in front of Vietnamese, they just softly chuckle. The tonal differences are so subtle, that my ear refuse to conceive and remember them.

I love this dynamic life of a big tropical city, but for now, to make the transition smoother, we installed ourselves in District 2, in Thảo Điền, sort of a nice suburb, a paradise for expatriates. It has everything that expat may need in his or her daily life: restaurants with Western and fusion cuisine, spas, good supermarkets selling imported foods, outdoor lounges with murmuring water features, buddhas and rattan furniture with big soft pillows. The streets here are narrower, the air is cleaner and the prices are higher.

But I can already see that most of the excitement is happening in District 1 and 3, in the heart of Saigon, noisy, crowded, full of little cafes and local places with delicious and inexpensive local food. The Opera House and the Conservatory, the rooftop bars with astonishing sunsets, and hundreds, if not thousands of coffee houses – it’s all there.

Vietnamese love their coffee. It is a national and most popular drink here. Any time of the day. They take it black, with sweet condensed milk, hot or iced, with egg yolks, with frozen yogurt, with coconut milk… even from a nasty concentrate in bottles with the label that clearly state “Not for human consumption” (you have to stay away from those).

French colonization left behind beautiful architecture, coffee, French words, and some food like croissants, flan, and bread, which became the famous Bánh mì, the sort of French baguette, but softer and slightly sweeter in taste.

I also came across a few Russian touches – soviet motorbikes, an old Russian Algebra textbook in one of the local cafes, a samovar in another, hammers and sickles on billboards and holiday decorations, and occasionally middle-aged Vietnamese, speaking Russian.

Saigon is an authentic, beautiful, dynamic city, and so far there are only two things I don’t like about it: the taste of Cameleon leaf, the herb served with some dishes, and the fact, that it is too hot to wear my favorite thing: scarves.

In Paris, like in any big city, there are plenty of interesting people to watch and admire (or sometimes to judge). Looking at well-dressed, stylish citizens is a pleasure and gives me inspiration. Yesterday, for instance, on a boulevard, I met a tall, handsome Frenchman, elegantly dressed. He was coming towards me and had a baby on his front. The man was blind, or almost blind, but he was striding confidently, moving his cane with a bright little ball on it’s tip from side to side in front of him. Both he and his baby had a stylish sunglasses on. This couple impressed me so much, I almost stopped to stare after. I was used to seeing blind people during my Moscow past, poorly dressed, probing the road with diffidence or leaning on somebody’s arm. They often looked helpless, which doesn’t come as a surprise in Russia, not the most comfortable country for the people with disabilities. But not here. This couple impressed me the same way a delicate french woman, also blind, impressed me once in one of the Parisian dépôt-ventes – consignment stores selling designer labels. She was standing next to me beside the shelf full of shoes and methodically feeling her way through every pair. Then she chose one and asked the saleswomen what color it was. Later, she was feeling the clothes on the racks the same way, stroking the fabrics with her delicate dainty hand, touching the buttons and clasps. I could not take my eyes from her. And why was I so surprised? Why a blind woman cannot go shopping and be stylish?

***

A carriage of Parisian metro, 9th line. Enters one of the numerous Parisian beggars, who are never french and who carry accordions or other instruments, play terribly and without much effort, a few passages full of false notes and then, brazen-faced, go begging for money. With the first notes of a violin I prepared to roll my eyes, but the musician – a small man with a big nose – start playing skillfully, passionately and emotionally, sprinkling his playing with phrases: “How is your day, madam? Monsieur, Bon appetite!” It looked like he is here often and recognizes faces of some passengers. Surprised, I found myself reaching for change.
He finished playing and walked around the carriage, addressing passengers and joking with them.

-Merci monsieur, Vous êtes un grand patron, Vous êtes très riche!

-Non, je ne suis pas riche! ( Monsieur becomes very red)

-Dans votre cœur, monsieur, dans votre cœur!

***

I am in Cafe “Cannibal” on Rue Jean-Pierre Timbaud, sipping rosè, waiting for friends. A few doors away from Cannibal – a bar called “Assasin”. An interesting street.

***

One of my favorite places for lunch in Paris is Higuma – a Japanese restaurant famous for its very good ramen. And my preferred position there – at the bar, from where I like to watch four Chinese cooks working in the open kitchen.

Their movements are quick and precise. With fingers, pink and scrubbed, they take cut-up vegetables, prawns and pork from plastic containers and fling it into the woks with sizzling oil. They shake them, twirl them, toss them in the air, sending momentary flames up the ceiling. One of the cooks is in charge of gyoza – Japanese dumplings. He takes seven at a time and with fast and precise movement places them in the metal steamer and later moves them into the grilling machine. Another cook, next to a gigantic pot, doles the ramen’s ingredients into bowls on the counter and skillfully pours the broth on top, four bowls at a time, not a drop spilled. Fascinating!

***

Another day I entered a vintage store – dark treasure cave on one of the narrow streets of Saint-Germain-des-Pres. Inside, in the depth, among plush vintage dresses, gloves, hats, boas and artificial pearls – the propriétaire, an old madam with a face full of deep wrinkles and bright red lipstick. In a hoarse voice of a chain smoker, she was talking on the phone, gesticulating in the air with the lighted cigarette and all of this – inside the premises!
She had so much style. And she didn’t give a damn what others thought of her. I want to be her when I grow up.

***

Coming down one of the streets leading off Montmartre, we heard “O sole mio”, strong and clear in the evening air sang by a beautiful operatic tenor. After a quick look around we found the source – a laundromat. A man put on a wash and, walking among revolving drums, indulges himself in a little bit if a singing. As you do. I love you, Paris!

New sketches

My new sketches. First two – Montmartre (one is done on the natural paper which allows the use of white ink),  then Place Vendôme, the last one- Chateau Chenonceau.

Ink, pen, and watercolor pencils.

 

 

 

 

Save

Big sketches in the Little Theater of Happiness

It’s quiet late Sunday morning. I am leisurely walking through the empty streets of Montmartre towards a rendezvous with a naked woman. Well, to my first drawing session in Paris with a professional art model. In my bag – a wooden board,  big sheets of paper, and a box of charcoal. It’s cold today and there are very few people on the streets. Although streets are always empty on Sunday mornings. I love this magical time.

Walking in Paris, I am often torn between the desire to Continue reading

I miss Asia. It spoiled me. I have got used to eating a wonderful and а very diverse, real Asian food. After that, there is no way back. Now it is difficult to accept the compromises called  “American-Chinese” or “British-Chinese” cuisine. If you live in a big city, good authentic restaurants do exist, but you have to search for them. And I usually do.

So, I really cannot understand, why I haven’t been trying to find them here. Or, rather, I do understand – I moved Continue reading

Flowers of the Château de Chenonceau

Замок ШенонсоA last weekend we traveled towards Orléans to take canoes down river Loire and to see the Château de Chenonceau. And what a Château it was. Built across the river, as if floating on the water, it is surrounded by a lovely park on one side and a golden autumn forest on another. Inside were the usual attributes of royal dwellings of that era: old tapestries, small, almost children’s Continue reading

Parisian doors

I have decided to put together a little compilation of Parisian doors. They always attract me like a magnet, in many different ways. Some by their beauty, some by their massiveness, others by unusual colors or intricate doorknockers. I especially like an old, heavy, seasoned doors. And, I always have the same desire – to see what lays beyond. If I am lucky, and somebody opens a heavy portal at that moment, I can catch a glimpse of a private garden, a beautiful cobble-stoned courtyard or dark mysterious passage.